четверг, 7 сентября 2017 г.

Тренировки в Финляндии или "приключения в Нарнии"


Всем привет ! Как и обещал, сейчас расскажу Вам о своём путешествии на тренировочный сбор в стране Суоми.
 Прямо перед поездкой в Россию я был приглашён своим финским другом к нему в гости на некоторое время. Первым же делом я у него поинтересовался о возможностях тренировок и участии в местных стартах. На что он мне ответил, что тренировки будут регулярные и на разных картах, а также его клуб ориентирования проводит и организовывает чемпионат Финляндии среди Шведскоговорящих Финнов. И я подумал, что это звучит уже хорошо. Он пояснил, что необходимо будет некоторая помощь, постановка КП, и проверка точек, а также оборудование арены соревнований. Естественно мне предоставлялись карты данного мероприятия где я так же смог делать свои тренировки. Тогда я даже не подозревал, что в итоге окажусь тестовым бегуном на каждом дне чемпионата. Чемпионат состоял из спринта, длинной и эстафеты. Но об этом чуть позже. Расскажу как происходило начало и так сказать как я подводился к этому мероприятию.

 Когда я сел планировать свой маршрут,  я первым же делом смотрел самолеты и как оказалось это было очень дорого и не сильно меньше по временным затратам, нежели ехать автобусом до Таллина и затем плыть на пароме. Кеннет, так зовут моего друга, когда я спросил у него куда мне следует приехать, ответил мне, что отлично будет если ты доберёшься до Хельсенки. Ок, написал я и спланировал маршрут до Хельсинки.
  
Но, кто же знал, что от Хельсенки до маленького городка где собственно проживем мой друг, еще целых 500км. повезло, что у них есть быстрые поезда, о цене билета я пожалуй промолчу. В общем спустя сутки в пути, а он начался с ночного автобуса, что само собой меня уже никак не могло радовать, в самом начале серьезного сбора, я то, как думал тогда, предполагал, что меня ожидает на финской местности в плане ориентирования, но как оказалось я сильно ошибался. То и дело подлавливал себя на мысли, когда посещал "Нарнию" по несколько раз за тренировку на дистанции, что Мда... это ни разу не Швеция... В общем я все же добрался до точки где меня встретил Кеннет и мы приехали ближе к 23.00 в его скромный домик на северо-западе Финлянции в 100км от моря.
 
На следующий же день я в полной мере окунулся в им местную местность. Окунулся в полном смысле этого слова. Белый лес и тем более простоя заболоченность это ребята минимум по пояс мох, ягодник и в заболоченности еще и багульник, а если гористая местность то во всем этом великолепии еще и камни покрытые мхом с чуть прикрытими собственно входами в "Нарнию". Но на первой тренировке местность было без всяких камней и скол с горками, чисто плоско, но очень мягко, невозможно бежать, я упахался уже через 10 мин шагания по такому грунту. Подумал, ок - вот что, что, а бедро так я к марафону точно подготовлю тут. В общем все мои ожидании развеились в запахе багульника.
  Таким образом первое с чем мне пришлось смириться и к чему адаптироваться это очень мягкий грунт под ногами, я обычно перед сбором в Алоли, всем кого везу, сообщаю, что мол там так мягко, что на 20 см в мох проваливаешься. Сейчас я понимаю, что на Алоли, по сравнению с этим местом, просто твердый газон с деревьями строго в ряд ! Зато выходя после такой заболоченности или белого леса, на тропинку или дорогу, если повезёт и она есть на дистанции, ты валишь как Болт, словно на пружинках !
 
Набравшись полные бёдра эмоций и "молочки", я вечером сделал вторую тренировку и она была организована местным клубом ориентирования уже на берегу моря. Там присутствовали камни, скалы, в общем полный набор. Первое видео в ролике ниже. Но это ещё далеко не всё с чем мне пришлось столкнуться на протяжении моих каждодневных тренировок на финской разной местности. Это как после оказалось, были самые простые её модификации и примеры.
  Следующее к чему мне несколько тренировок приходилось привыкать, в плане ориентирования, так это то, что белый мох, скалы открытые у них, как не странно, показаны серым цветом в карте. И даже была тренировка у меня почти по полностью серой карте, след ролик в видео ниже. Как только я понял, что это и как оно выглядеть может на местности, я уже начал бежать в плане ориентирования не подлавливаясь по факту, а в режиме ожидания. Но скажу на эту адаптацию у меня ушло несколько тренировок. Но как понимаете и это еще не всё.

Следующий приём который я начал постепенно осваивать относится к технике передвижения по данной местности, это был бег по камням. Причём они есть в таком разнообразии, что ты понимаешь, что не зря делал СБУ всю зиму в зале, пока не мог бегать кроссовые тренировки. ТО и дело ставишь ногу постоянно молясь, что бы не подвернуться. То много мелких и острых камней, то валуны с пол загородного дома, то все и сразу и в несколько слоёв. Также есть на видео ниже. Спустя несколько тренировочных дней, выполняя по две тренировки на местности я уже чувствовал как я постепенно адаптировался и мог уже более менее бежать в своём рабочем темпе по на дистанции, как вдруг вошел дождь, и продолжался он почти весь день. И это привело меня к очередной сложности так называемого моего испытания на прочность, местными условиями для бега. Просто что бы Вы понимали, кто там не бегал, если ты не сможешь и не способен передвигаться по местности, то естественно твоя техника ориентирования отходит на второй, а то порой и на третий план в твоих действиях на дистанции. Так вот в результате, после дождя еще дня 3-4 и все последующие дни, и собственно сами соревнования, и тестовый мой забег на лонге H21E, дистанции чемпионата, все проходило в условиях очень скользкого леса. Даже сами организаторы говорили, что это будет самый не безопасный старт. Для меня конечно было в диковинку, то и дело каждые 2-3 дня погружаться во что то новое.
Но в результате после супер длительной тренировки (3.01.00) в условиях всего, что я перечислял ранее + очень скользкие камни, скалы, всё, что угодно в лесу роняло и опускало тебя на землю, иногда даже ты посещал "Нарнию", с той лишь разницей, что в киноленте главные герои входили в шкаф, а я попадал в расщелины между камнями, одной ногой почти по пояс, и когда доставал её, то я был раз, что она ещё прикреплена к моему телу, я всё же смог приспособиться к данному типу местности и последние свои тренировки по картам делал в рабочем режиме и без особых проблем в ориентировании. Юмор конечно юмором и его тут словами не передать как и всю полноту картины. Но я до сих пор не понимаю, как они там бежать могут, в принципе, что бы там научиться передвигаться без опаски, мне понадобился весь срок моего сбора, ровно дне недели.
  В конце тренировок, в день моего отъезда мы посетили полегон официально оставленный и сделанный для всеобщего пользования после одной из Юкколы. Удивило очень, то, что у них в открытом доступе есть просканированная почти вся Финляндия спутниками, лидаром и уже почти на 70-80% готовые спортивные карты.
Так же супер порадовало и удивило то, что в пятницу после спринтерского старта чемпионата они оперативно провели награждение и я кстати даже познакомился с председателем местной федерации, всем интересен уровень ориентирования в нашей стране, много расспрашивали у меня про это и в целом про уровень жизни. Ну тут думаю все понимаете что да как у нас ). Так вот вернемся к спринту. На следующий день, суббота утро, мы когда ехали на стартовую поляну решили остановиться на трассе в придорожное кафе и топить кофе. Там на столиках лежат новостные газеты. И тут я понял, что у нас в стране ориентирования почти не существует, когда увидел на весь центральный разворот, фото лидеров, их комментарии и напечатанные результаты по всем группам со вчерашнего спринта...
Вот это уровень. Мало того, что супер оперативность, это ещё ладно, но то что карты в полном открытом доступе для рисования, то что после каждой Юкколы оставляют деревянные колы с железными метками с кодом КП для тренировок всем желающим, вот это уровень. Ну и естественно порадовало то, что в каждом регионе есть клубы, которые поочереди проводят свои тренировки и информируют об этом всех на FB, куда каждый может приехать, оплатить участие и взять чип, пробежать дистанцию, получить распечатку и вечером глянуть уже РГ и сплиты. !
 


П.С. о наболевшем:

Заезженная фраза - "а у нас, что !?"- а у нас то, что за карту 2 рубля товарищи просят, карта 2011 года, дистанции ОП - 1 тур в Чертяже к примеру = полное ...ОПЭ. Вот к примеру я своих малышей и новичков не вывозил т.к. знал, что будет. И слава Богу не вывез. Сам не рад был, что приехал. Уж очень контрастно после Кубка клубов. Хоть ты в Полоцк переезжай жить !!! Ребята молодцы ! Мелкие недочеты только с перекрывающими информацию в карте, кружками кп и линиями перегонов. Прерывать надо их в некоторых местах, что бы не скрывать под ними мелкие, но порой важные детали.

 Так вот вопрос к нач дистам детских групп и организаторам в целом. Мы ради чего всё это делаем и ради кого? Да после таких детских дистанций и мест проведения "массовых" соревнований, ни один ребёнок не захочет остаться в ориентировании! Если сделать меньше, а запросить больше или отбить старания рисовщиков, то это ребята наш вид спорта ну никак не развивает. Массовости нет и она угасает с каждым годом. Я сам ещё помню как бегал по м14 и на МММ был 22 по сумме дней из 86, а сейчас сколько там людей !? В сборную Минска ни разу я не отбирался в основу, ездил запасным. А сейчас ? Саша дай хоть кого, надо вывозить команду, некого везти на первенство ! Это конечно моя ложка дёгтя, но я думаю так, что всё можно изменить и сделать. Я готов за это взяться и уже взялся. И поэтому всех неравнодушных и заинтересованных детских и не только, тренеров прошу объединиться и возобновить совместные массовые тренировки по выходным дням и возможно не только такие пути решения. Сможем в школах проводить Ориент-шоу, проводить информационные часы с привлечение детей в ориентирование т .д. Было бы желание... Всем вместе можно решить вопросы и вернуть массовость в ориентирование. И лишь потом с массовости будут и спортсмены выростать, и уровень соревнований организаторы захотят улучшить, что бы к ним бОльшее кол-во участников ехало и т.д.. А то число стартов растёт, скоро будет выбор и конкуренция, и что тогда ?А качество где? Выберут у кого лучше качество, те кому важна спортивная составляющая. И если ничего не поменять, то, что происходит так это такими темпами через 3-5 лет ориентирование будет лишь в мж35 ! и всё...

Спасибо за внимание. Ходан А.В.

Комментариев нет: